Субъективная оценка
К звуковой карте подключались наушники этой же компании: игровые Creative Sound BlasterX H5 и Creative SXFI Air C, внутриканальные Creative Aurvana Trio, а также музыкальные Creative Aurvana Live! и Creative Aurvana SE.
Прослушивание на плеере Aimp v4.60 через драйвер ASIO. Прослушивались различные музыкальные композиции и тестовый диск «Multimedia FSQ». Звучание в играх оценивалось на примере онлайн шутера Warface и CS GO.
Sound BlasterX AE-5 Plus отлично справляется со всеми музыкальными жанрами, звук естественный с отличной стереопанорамой — этого достаточно для точного позиционирования в играх даже без включения специальных профилей. Хорошо звучит рок-музыка, динамика на высоком уровне, никакой каши в насыщенных композициях, все четко и детально.
В играх включение соответствующего профиля выдавало очень интересные эффекты: выделялись детали в виде топота ног, перезарядки оружия, шорохи, движения на фоне звуков боя, выстрелов и взрывов. Это позволяет лучше ориентироваться в пространстве, добавляется объемности в звучании и перспектива.
Во время тестирования обнаружилась одна проблема, связанная с драйвером. Переключаясь между режимами, источниками звука, а также между динамиками и наушниками, звук временами искажался до визжащих высоких. Из-за этого в тестах RMAA также были сбои. Помогало переключение в драйвере аудиокачества, причем рандомно — иногда на 16 или 24 бит. Если уже все настроено и включено, то такая проблема не проявлялась при работе.
Субъективная оценка
При активации режимов Dynamic и/или Bass Boost разница в звучании музыкальных композиций при подключении через звуковой адаптер и встроенную звуковую карту в ПК заметна. Детализация увеличивается, более напористым становится бас и чище высокие тембры. В режиме по умолчанию особых отличий по звуку нет.
При подключении к смартфону звук даже без включения «улучшайзеров» отличается по качеству, особенно при использовании хороших наушников. Также значительно усиливается по уровню громкости.
При подключении к ПК уровень звука был достаточно низким, прослушивать пришлось на 90-100% громкости.
Включение опции «Объемный звук» каких-то явных преимуществ не давало, заметной разницы, как в случае использования гарнитур с виртуальным 7.1 звучанием, мы не заметили.
Лучше всего адаптер себя проявляет именно в онлайн общении при активации функции SmartComms Kit.
Замолчал или отошел – микрофон выключается, начал разговор – он сам включается, не нужно постоянно контролировать кнопку включения/отключения. Работает корректно, без ошибок.
Программное шумоподавление на отличном уровне. Удаляются не только фоновые равномерные шумы в виде пылесоса или холодильника, но и фоновые разговоры людей, бормотание телевизора. При общении в офисе или классе лишние голоса не будут мешать общению.
Это распространяется не только на исходящее аудио, но и на входящее, лишние фоновые звуки подчищаются и от вашего собеседника. Такая функция встречается пока еще редко.
Программно можно настраивать агрессивность шумоподавления.
Во время эксплуатации проявилась и одна неприятность, возможно, связанная только с нашим экземпляром. Связь с девайсом иногда прерывалась. Как на ПК, так и на смартфоне. Похоже на плохой контакт или в штекере, или на подключении кабеля. Пошевелив кабель или переподключив девайс, его работа возобновлялась. Прошивка была установлена последняя, возможно, проблема решиться с выходом следующей прошивки.
Упаковка и комплектация
Creative Sound Blaster Z попал к нам в руки в картонной коробке, достаточно хорошо защищающей ее от внешних механических воздействий. Это модель начального уровня в линейке Creative, поэтому, в отличие от более дорогих карт класса ZxR и Zx, вместе с которыми поставляются внешние модули для управления звуком, Sound Blaster Z поставляется «просто с микрофоном». Для тех из вас, кто ищет качественную звуковую карту без лишних «наворотов», модель Z подойдет как нельзя лучше, ведь по своим возможностям она не уступает Zx, а стоит при этом на порядок меньше. И даже несмотря на то, что микрофон в ней выполнен очень просто, вы будете приятно удивлены качеством записываемого с его помощью звука.
Использование
Появление в продаже AE-5 в своё время заставила многих любителей качественного звука заменить звуковые карты предыдущих поколений на новинку от Creative. Выход же Sound Blaster AE-7 стал еще одним шагом вперёд в совершенствовании компьютерного звука, получив в том числе аппаратное кодирование Dolby Digital Live и DTS Connect.
Новейшая схемотехника и применение четырёхъядерного процессора Sound Core3D и высококлассного цифро-аналогового преобразователя ESS 9018 класса SABRE позволили добиться коэффициента нелинейных искажений (THD+N) в стереорежиме на уровне 0.0001%. ЦАП поддерживает 32-битный аудиосигнал с частотой дискретизации до 384 кГц и динамическим диапазоном 127 дБ. Ранее такие характеристики были уделом сегмента профессионального звука гораздо более высокого ценового сегмента.
В AE-7 используется мощный двухканальный дискретный транзисторный усилитель наушников Xamp со сверхнизким выходным импедансом в 1 Ом. Он способен «прокачать» любые наушники с сопротивлением до 600 Ом, включая планарно-магнитные наушники класса Hi-End. В Sound Blaster Connect программно переключается режим усиления между тремя значениями: высокий — для моделей с сопротивлением от 150 до 600 Ом (5,6 В RMS), нормальный — для наушников от 32 до 149 Ом (3 В RMS) и низкий (IEM) — для 16 — 31 Ом (1,9 В RMS).
Самый простой вариант использования — подключение наушников и микрофона или игровой гарнитуры с применением выносного блока управления громкостью. Он подключается в первые два 3,5 мм разъема, а остальные устройства уже подключаются к нему.
Мы тестировали звуковую карту с хорошо известными студийными мониторными наушниками Audio-Technica ATH-M50xBT в проводном варианте подключения, и этот процесс затянулся надолго. Но не из-за каких-то нюансов, а из-за приятного, обволакивающего звучания, заставляющего забыть о текущих задачах и по-новому насладиться любимыми треками и композициями в более детальной окраске, которой так не хватает при подключении через относительно недорогие аудиокодеки. Именно в режиме Direct Mode без какой-либо обработки звук на выходе практически идеально чистый, сбалансированный, с отличной детализацией звуковой сцены. При работе с наушниками усилитель Xamp не просто увеличивает громкость звучания, но и сохраняет звучание максимально нейтральным, без доминирования низких частот или заметных на непрофессиональный слух искажений.
В Sound Blaster AE-7 применён качественный тракт для микрофонного входа на отдельном операционном усилителе. В совокупности с функцией Crystal Voice получается отличная запись голоса, что порадует геймеров и любителей сетевого общения. Помимо этого, в выносном пульте имеются встроенные микрофоны, что позволяет полноценно общаться с друзьями и оппонентами во время игры, даже если у вас только качественные наушники, а не полноценная гарнитура.
Реализованные SBX-эффекты по-своему разнообразят звучание и позволят в разных играх и аудиоплеерах добиться совсем нового экспириенса, но это уже простор для личных изысканий, с подбором настроек на свой музыкальный вкус. Заготовленные пресеты в целом неплохи и подобраны с учетом особенностей реализации звуковых движков разных игр, но желательно их использовать в паре с настройками эквалайзера под конкретную модель наушников или колонок. И если для наушников в комплектном программном обеспечении есть заготовки под линейные ряды последних моделей Creative, а также Apple Earphone и Earpod, то любые колонки потребуют ручной подстройки эквалайзера. Но главное, конечно же, что инструмент для тонкого тюнинга в виде русифицированного Sound Blaster Connect есть, пользоваться им легко и удобно, как опытному пользователю, так и новичку.
Внешний вид
Стоит заметить, 30 лет опыта позволили компании Creative стать лидером в области создания качественных звуковых карт. До этого момента большинство моделей было сфокусировано по большей части на пользователей персональных ПК. Но современная индустрия расширяет свои границы и поклонников игровых приставок не становится меньше, а даже наоборот. Тем более, что на горизонте маячит появление приставок нового поколения.
Sound Blaster G3 позволяет не только улучшить звучание вашей приставки, но и с легкостью превратить ее в удобное устройство для стриминга и общения с друзьями. И все это без лишних «танцев с бубном» и установки необходимых драйверов.
Карта G3 представляет собой прямоугольный контейнер небольшого размера, который помещается в руку. Торцы имеют скругленную форму и на каждом из них находится функционал для управления. Корпус выполнен из гладкого черного пластика, на котором остаются следы рук.
В центре карты находится кнопка круглой формы. Вокруг кнопки есть подсвечиваемая кромка. В зависимости от режимов работы карты подсветка меняет цвет.
На нижней части карты располагается блок разъемов для подключения внешних дополнительных устройств. Самый левый разъем 3,5 мм отвечает за подключение внешнего микрофона. В центральный разъем (с металлическим кольцом) подключается оптический кабель, идущий в комплекте. Правый разъем 3,5 мм рассчитан на подключение гарнитуры. Положение разъемов удобное, расстояние между гнездами достаточное, чтобы при полной загрузке они не мешали друг другу.
С противоположной (верхней) части пластиковой коробочки выходит короткий кабель длиной 10 см, на конце которого разместился разъем USB-C. Разъем выполняет как функцию питания, так и активно обменивается данными. Кабель упругий, покрыт силиконовой оболочкой и не очень хорошо держит форму. На тыльной стороне контейнера в верхней и нижней части имеются силиконовые накладки. Видимо, для того чтобы легкая пластиковая коробочка не сильно каталась по поверхности стола.
Но вернемся к главному, а точнее к системе управления звуковой картой. На левой части коробочки разместилось колесо для регулировки уровня громкости микрофона. Как вы помните, именно в левый разъем мы можем подключить внешний микрофон. Ближе к разъему поместили слайдер, отвечающий за полное отключения микрофона.
За слайдером расположилось небольшое колесо. Его отличительная черта заключается в том, что вы можете регулировать и выбирать, что будет звучать громче на выходе: звук игры (музыки) или ваши комментарии через микрофон.
В комплекте с картой идут два дополнительных аксессуара. Первый — полезная вещь: переходник USB-C — USB-A. Если ваше устройство не имеет разъем USB-C, то переходник может помочь подключить устройство. Например, он поможет с легкостью подключиться к разъемам на Sony PlayStation или ПК.
Производительность
Для того, чтобы в полной мере изучить возможности этой звуковой карты, мы протестировали ее с разными играми, колонками и наушниками.
Кроме того, нами было прослушано немало музыки, ведь очень многие используют свой ПК в основном как музыкальный центр или домашний кинотеатр.
Стерео звук
Даже если ни одна из примочек, включающихся с помощью программного обеспечения, не активна, это не мешает Sound Blaster Z все равно выдавать очень качественный звук. Эта карта способна обеспечить качественное звучание даже имея не очень качественный источник, например ролики на youtube. При прослушивании музыки на акустике 5.1 карта распределяет звук по всем колонкам, получается такой виртуальный эффект объемного звука.
Звук на наушники получает значительное усиление, и это дает возможность подключать даже такие мощные гарнитуры с высоким импедансом до 600 Ом. Даже для такой гарнитуры, как HiFiMAN HE6, его вполне хватает. А вот если вы оденете простые наушники-«капельки», то в них звук будет чересчур громким. И для обычных наушников вроде Sennheiser PX-200 II усиления, обеспечиваемого картой, иногда бывает слишком много.
При своей цене в 3000 рублей с задачей воспроизведения музыки или других двухканальных источников Sound Blaster Z справляется на отлично. С Creative Sound Blaster Z будут отлично работать наушники с высоким импедансом и значениями акустической эффективности от низких до средних.
Многоканальный звук
Sound Blaster Z обеспечит вам высокое качество звука в компьютерных играх. Большое количество доступных настроек вселяет уверенность, что как сама карта, так и ее программное обеспечение удовлетворят даже самым искушенным запросам. Конечно же, еще ни одному программному средству не удавалось сделать из плохой гарнитуры хорошую, но они определенно помогут вам настроить гарнитуру в соответствии со своими предпочтениями. Так, например, для SteelSeries Siberia v2 для того, чтобы отчетливо слышать шаги персонажей и звук падающих гильз в Battlefield 3 и CS:GO, мы занизили басы и повысили средние частоты. И пусть нам пришлось повозиться немного с эквалайзером, но в итоге мы добились желаемого, что не может не радовать. Для этих целей можно было бы использовать режим Scout Mode, но результат, полученный с его помощью, звучит несколько неестественно – в данном случае с помощью ручной настройки эквалайзера можно приблизиться намного ближе к идеальному звучанию для игр. Кроме этого не следует также забывать и о том, что как звук, получаемый от Scout Mode, так и тот, которого вы добиваетесь самостоятельно, напрямую зависят от используемых вами наушников или гарнитуры. Для стандартных наушников лучше ничего не менять в Scout Mode и эквалайзере, если хотите получать удовольствие от звука при игре.
Как нами и ожидалось, микрофон зарекомендовал себя прекрасно для большинства игр. Сам по себе микрофон работает превосходно, а если прибавить к этому еще и постпроцессинг, обеспечиваемый самой картой, то в результате получается очень качественная запись звука. Система шумоподавления микрофона работает эффективно, а кроме этого ее можно очень точно настроить в зависимости от той обстановки, которая в данный момент сложилась вокруг вас. В сравнении c постоянно используемым нами микрофоном audio-technica at2020, Creative продемонстрировала хороший результат в плане юзабилити, хоть и с небольшим проигрышем в качестве записываемого звука. За счет SBX на карте от Creative настройки шумоподавления будут работать для любого микрофона: это весьма выгодно, если вам нужно, например, записывать звук через свой полюбившейся микрофон.
Познакомимся с устройством поближе
Внешний вид звуковой карты Creative Sound Blaster Z сразу же вселяет уверенность в то, что она не потеряется среди компонентов ПК хорошей игровой сборки. Ее темно-красный корпус из анодированного алюминия выглядит очень привлекательно, а сквозь небольшое окошко, вмонтированное в нем, можно увидеть процессор Sound Core3D. Чтобы сделать внешний вид Sound Blaster Z еще экстравагантнее, производитель оборудовал ее двумя светодиодами красного цвета, которые загораются, когда карта работает.
Как только вы извлекли внутренности карты из ее корпуса (в смысле, открутили красную алюминиевую железку), перед вашими глазами оказывается довольно простенькая на первый взгляд плата. Она обеспечивает звук в формате 5.1, а также оснащена оптическими входом и выходом.
Алюминиевый корпус немного усложняет соединение Sound Blaster Z посредством разъема Front Panel Audio Header (F_AUDIO), но все становится намного проще, если сперва подключить кабель, а уже затем устанавливать карту.
Задняя панель этой звуковой карты во многом напоминает другие 5.1-устройства: там расположились пять «мини-джеков» и два выхода TOSLINK S/P-DIFF. Расстояния между двумя соседними 3,5 мм.-гнездами достаточно для того, чтобы при надобности воткнуть в одно из них 1/4″-дюймовые наушники с адаптером так, чтобы последний не закрывал собой ни один из «джеков». Карта оборудована усилителем звука для наушников – это позволяет вам подключить к ней достаточно серьезную гарнитуру без боязни потери качества или мощности звучания.
Хороший микрофон – важная вещь для каждого геймера, поскольку голосовое общение играет в современных компьютерных играх далеко не последнюю роль. И в Creative подошли к решению этого вопроса достаточно просто: свою звуковую карту они оснастили микрофоном с возможностью фокусировки на источнике звука. Его можно разместить где вам удобно: на столе, экране или любой другой плоской поверхности. При этом данный гаджет обеспечивает намного лучшее качество звука, чем обычные дешевые настольные микрофоны.
Все карты серии Sound Blaster Z оснащены новым четырехъядерным процессором для обработки звука. Этот процессор в целом полностью справляется со всеми функциями обработки сигналов, которые ему полагаются. Включение настоящего аппаратного ускорения предполагается только в случаях, когда запускаются игры. Но в последнее время для этих целей с лихвой хватает и мощности центрального процессора ПК. В Sound Blaster Z используются вполне стандартные конденсаторы, цифро-аналоговый преобразователь (DAC) и все другие чипы. Операционный усилитель главного канала — 4556A (это емкостной ОУ производства JRC). Он использовался и в других моделях звуковых карт Creative, начиная свою историю еще с линейки Sound Blaster Live!.
В Creative подняли немало шума вокруг своего нового Звукового Ядра (Sound Core 3D): это касается как маркетинговой поддержки карты, так и ее внешнего вида. Теперь у нас есть очевидные доказательства того, что эта работа прошла не напрасно.
Питание
Комплектный адаптер питания модели GPE024W-150160-Z работает от сети питания переменного тока с напряжением 100-240 В, 50/60 ГЦ и потребляет 0,75А. Подключается через специальный тонкий штекер. На выходе необходимые для работы колонки 15 В, 1,6 А постоянного тока. Если точки зрения входного питания адаптер весьма универсален и способен работать в электрических сетях во многих странах, что позволяет брать его с собой в поездку, то с точки зрения выходных характеристик найти ему замену в случае поломки будет непросто, так как 15 В постоянного тока — далеко не самое распространенное напряжение питания портативных устройств. Длина кабеля 1,7 м и его толщина комфортны для удобной эксплуатации. Полный цикл заряда занимает 2,5-3 часа.
На корпусе сделан трехсегментный индикатор зеленого цвета, свечение которого символизирует:
- Постоянно горят три точки — полный заряд;
- Постоянно горят 2 точки — 70% заряда;
- Постоянно горит 1 точка — заряд около 30%;
- Мигает 1 точка — крайне низкий уровень заряда;
- Цикличное перемигивание всех трех точек — идет процесс заряда.
При работе от батареи и отсутствии звука с любых источников в течение 15 минут акустическая система автоматически выключается, при работе от адаптера питания Roar Pro уйдет в режим энергосбережения — через 28 часов неактивности. Последний режим включается нажатием Power и +, а отключается одновременным нажатием Power и — при включенном устройстве и отсутствии соединения с источниками звука.
Зарядить встроенный аккумулятор возможно и через microUSB разъем, правда, при этом время процесса увеличивается в несколько раз вследствие малой силы тока.
Внутри Sound Blaster Roar Pro установлен несъемный Li-ion аккумулятор емкостью 6000 мА*ч, что, по заявлению Creative, позволяет наслаждаться автономным режимом работы непрерывно до 10 часов подряд. Естественно, что время работы существенно зависит от громкости прослушивания и используемого типа подключения источника сигнала, а также от факта использования встроенного порта для заряда мобильных гаджетов. Без подзарядки внешних устройств колонка проработает около 9 часов при прослушивании музыки через Bluetooth соединение на половине громкости. На максимуме громкости время работы сокращается приблизительно до 6 часов.
Порт для зарядки внешних мобильных устройств сделан в виде обычного USB разъема с напряжением 5 В и предельным током в 1 Ампер (1000 мА) на выходе. Технологии быстрого заряда не поддерживаются. Силы тока хватит для заряда аккумуляторов большинства мобильных телефонов в штатном режиме. Для планшетов, как правило, нужны токи 1,5 — 2 Ампера, поэтому они не будут заряжаться совсем, либо будут заряжаться от USB порта Roar Pro раза в два дольше, чем от комплектных зарядных устройств. Для питания внешних устройств не требуется включение самой акустической системы.
Тестирование
Конфигурация тестового стенда
- Материнская плата: MSI Z270 GAMING M7, BIOS v1.70;
- Процессор: Intel Core i7 7700K;
- Оперативная память: Kingston HyperX FURY Black [HX426C16FB3K4/32] 4×8 ГБ;
- Накопитель: WD Black NVMe SSD М.2 WDS256G2X0C NVMe PCI-E 3.0 ×4 на 256 ГБ;
- Блок питания: Corsair RM750;
- Операционная система: Windows 10 Pro 64-bit версия 2004;
- Драйвер аудиокарты: v6.0.105.52. Sound Blaster Commander v3.4.72.1.
Тесты RMAA
Звуковые характеристики аудиокарты измерялись в программе Right Mark Audio Analyzer 6.4.5. Настройки по умолчанию, изменялся только режим «один канал записи» или «два». Тесты прогонялись несколько раз при разных настройках уровня громкости и записи.
Лучшие результаты были получены в режиме 24 бит, 48 кГц. Sound BlasterX AE-5 Plus получает оценку «отлично».
Полученные графики
АЧХ равномерный, на высоких частотах спад только после 30 кГц, на уровне 20 кГц — небольшие искажения графика, но в других тестах они не проявлялись. На низких частотах спад не более 0,5 дБ ниже 50 Гц. На слух завалы менее 0,5 дБ даже на 20 кГц будут просто незаметны.
Уровень шумов и коэффициент гармоник на хорошем уровне, он несколько выше паспортных характеристик, но это нормально для измерений в подобных условиях. Значительный шум гармонических искажений, кратных 1 кГц – это скорее всего влияние электрических помех и наводок самого ПК.
На высокочастотные шумы в виде горбика от 20 до 40 кГц не нужно обращать внимания — это собственный шум за пределами слышимого. Проникновение сетевых 50 Гц и кратных гармоник незначительные.
Также мы сравнили работу карты в разных режимах: 16 бит 48 кГц, 24 бит 96 кГц и 32 бит 192 кГц.
АЧХ в режиме 16 бит самая ровная. Гармонических искажений также меньше.
По шумам наиболее предпочтительно выглядит режим 24 бит, разница- до 30 дБ с режимом 16 бит, на слух это будет уже заметно. Больше всего гармонических искажений наблюдается в режиме 32 бит.
Еще мы построили графики АЧХ при включении различных SBX профилей. Наглядно видно, как программно улучшается звук для игр, кино и музыки (графики в этой последовательности) – повышаются низкие, верх средних и высокие частоты.
Звучание при прослушивании сравнивалось с дискретной звуковой картой Asus Xonar DX и внешним усилителем для наушников Creative SXFI Amp. Перед прослушиванием мы сделали сравнительное тестирование этих карт.
Также приведем и сравнительный график АЧХ и THD среди этих звуковых карт.
Как видим, AE-5 Plus демонстрирует лучшие характеристики почти по всем пунктам.
Программное обеспечение
Для знающих людей большой интриги в ПО не будет. Программная панель Sound Blaster Command улучшилась, хотя и не претерпела значительных изменений. Отчасти даже напоминает старые версии. Главными и важными преимуществами от Creative, всех без исключения моделей, являются готовые настройки с различными аппаратными обработками.
Так в закладке «SBX профиль» уже есть большое количество пресетов, и любой желающий сможет взять и подкрутить их, чтобы настроить звук под свои предпочтения. Вы можете выбрать «концерт» или «кинотеатр», есть настройки специально под большой игровой ряд — в целом, есть, где душе разгуляться.
На вкладке «Воспроизведение» теперь стало намного удобнее. Все настройки для гарнитуры или колонок можно увидеть на одной панели и изменить формат звучания двумя нажатиями на мышке. Приятным сюрпризом стала нижняя часть панели. К ней всегда есть доступ и легким движением можно изменить режим воспроизведения или быстро отрегулировать уровень звука по необходимости.
Вкладка «Запись», отвечающая за работу с микрофона, расширила свой функционал. Теперь на экране можно осуществить обработку звука с микрофона в реальном времени с помощью DSP (модуля цифровой обработки сигнала), что ведет к высокому качеству звука. Такого нет и не предвидится ни у одного из конкурентных решений.
Режим «кодировщик» стал еще одним «жирным» плюсом к плате AE-9. Без забот, но с небольшой возней, можно насладиться работой любого из форматов Dolby Digital Life или DTS connect практически в реальном времени. Теперь владельцы AV-ресиверов могут получить на 5.1 колонки отличный звук с обработкой на карте.
Ну и на «закуску» стоит упомянуть о режиме «Scout Mode». Это уже не новость и давняя особенность плат от Creative. «Scout Mode» — это технология, которая усиливает такие звуковые игровые сигналы как шаги и звуки переключения оружия. С их помощью пользователь можете с легкостью определять местоположение ваших врагов и предсказать их действия, прежде чем будет замечен сам. Если это так можно назвать — узаконенный чит в действии.