Обзор звуковой карты creative sound blaster x-fi titanium

Программное обеспечение

Тестирование производилось на среднем по сегодняшним меркам компьютере: P-IV-2.6/Intel845PE/512Мб-400МГц/WindowsXP SP1. Наличие второго сервис-пака требовалось в инструкции по инсталляции карты, но всем понятно, что эксперимент с первым «паком» гораздо интереснее. Эксперимент дополнительно усложнялся наличием звуковой карты Sound Blaster Audigy2 Platinum и активированным встроенным АС97-кодеком. На удивление, драйверы и всё программное обеспечение (версия с прилагаемого диска) встали с ходу, без малейших коллизий. Причём автоматически было корректно понято присутствие строптивой соплеменницы, и некоторые программы (например, DVD-audioплеера) заменились на новые, не покорёжив нужные старые. Помнится, с Audigy2 довелось сильно помучиться, пока не появилась работоспособная версия.

Вступление

Итак, сегодня я наконец готов поделиться бесценными знаниями. Шутка конечно, хотя, признаюсь: чтобы прийти ко
всему написанному здесь, у меня ушло огромное количество времени (информация собиралась понемногу на протяжении двух
лет). Ну а чтобы упростить жизнь остальным пользователям (то есть вам), я подробнейшим образом изложу в этой статье
всё что мне удалось выяснить.

Первое, что хочу сказать — звуковая карта стоит своих денег. Учитывая её возможности (о которых многие наверное и не
знают), 100$ — это цена очень разумная. Кроме того, у других производителей аналогов этой карты (в плане
мультимедийных возможностей) просто нет.

Что нового

Во-первых, аудиопроцессор. Фактически это мощнейший DSP, родственный устанавливаемым в профессиональных и промышленных картах цифровой обработки сигналов. Нет особого смысла сравнивать производительность специализированного процессора и универсального вычислительного процессора типа Pentium. Ведь каждый должен заниматься своим делом, владея им в совершенстве! Тем не менее, если прикидывать в неких миллионах операций в секунду, то новый аудиопроцессор по мощности не уступает самым многомегагерцовым «пням». Предыдущие процессоры (Live!, Audigy, Audigy2) производили обработку аудиосигналов в 16 бит при частоте дискретизации 48 кГц. Судя по заявленному соотношению сигнал-шум (-136 дБ), процессор X-Fi работает на 24 бит. А вот на морально устаревших 48, или все-таки уже на продвинутых 96/192 кГц, и предстоит нам выяснить сегодня.

Во-вторых, поддержка среды игрового звука EAX ADVANCED HD новой версии 5.0, состоящей из 6 компонентов. Наиболее новаторский компонент EAXVoice – непосредственно в процессе игры можно говорить в микрофон и слышать себя уже в виртуальной акустической среде (эффект столь реалистичен, что если вы выскажетесь слишком громко, враг сможет вас подслушать), причём в случае сетевой (LAN) игры говорящие услышат друг друга. Другой компонент – EAX MacroFX – обеспечивает разработчикам игр возможность имитировать очень близко расположенные источники звука.

В-третьих, оптимизированная предустановка параметров аудиопроцессора и драйверов карты в зависимости от выбранного режима работы. Основных режимов (mode), как и следовало ожидать, всего три: воспроизведение музыки (music), запись звука (record), озвучивание игр (game).

В-четвертых, внедрена оригинальная технология цифровой обработки звука Crystalizer 24 bit, которая якобы призвана придать записям в форматах МP3 и Dolby Digital качество DVD-audio. Сия технология дополнятся усовершенствованной раскладкой из стерео в «многоканал», получившей название CMSS-3D. Она же берёт на себя обязанности воссоздания объёма в стереонаушниках в случае многоканального источника звука.

Экспертное прослушивание

В качестве «референсных» устройств использовались:

  • Наушники-вкладыши типа «бутоны» (со сменными силиконовыми насадками) Sharp HP-MD33-S (номинальный импеданс 16 Ом, некритичный спад на высоких частотах).
  • Мониторные Hi-Fi наушники Denon 500 AH G-500 (28 Ом, чувствительность невысока, требуется адекватное усиление).
  • Студийные наушники Sennheiser 265 Linear (150 Ом).
  • Активные стереопары JetBalance JB-382 (Блеск! Эх, ещё бы запас по ВЧ…) и незабвенные Solo-1.
  • Студийные мониторы Event.
  • Ресивер Yamaha HTR-5640 RDS (европейско-серебристая версия знаменитой 440-й модели) с 5.1 комплектом акустики AVE-700.

Альтернативные источники звука:

  • Спортивный Мр3-плеер Creative MuVo C100 – один из самых лучших по звуку и удобству эксплуатации.
  • PCI саундкарта Audigy2 Platinum
  • Бытовой DVD-плеер Pioneer 565

Тестируемой X-Fi XtremeMusic не удалось переиграть по звучанию Pioneer 565, однако чтобы это установить, потребовались студийные мониторы (плюс профи наушники) и хорошо тренированные уши. Звук XtremeMusic очень близок к Audigy 2 Platinum.

Выход на наушники у X-Fi XtremeMusic совмещён с выходом на фронтальную акустику и до уровня специализированного выхода на выносных модулях собратьев не дотягивает. Впрочем, и тут разницу даже на «хай-файных» наушниках услышит далеко не каждый.

Расхваленный режим CMSS-3D как в наушниках, так и на многоканальной акустике не впечатлил (очевидно, слабоваты сами алгоритмы).

Прослушивание подтвердило: в случае некомпрессированных записей «кристаллайзер» приятно уплотняет и украшает звук при воспроизведении на средненьких акустических системах.

Подключение ресивера с декодером к цифровому выходу карты коаксиальным шнуром (волновое сопротивление 50 Ом, плюс переходник с RCA на моно аудио джек 3.5 мм) прошло без проблем. Кстати, кабель был длиною более 20 метров (взят от старой Ethernet сети), так что можно перебрасывать аудио сигнал по цифре из другой комнаты, а не таскать компьютер.

Игра «Battlefield 2» (звук EAX) на двух указанных выше стереопарах акустических систем пошла на «ура». Местоположение источников выстрелов и взрывов, не задумываясь, угадывалось вслепую. Даже можно было определить, куда именно летят отстрелянные гильзы. Звук лодочного мотора при перемещении по реке, честно говоря, просто удивил своей реалистичностью. Несколько хуже обстояли дела с рёвом двигателей танков (видать, создатели игры сэкономили).

Все бы распрекрасно, но никак не удалось добиться, чтобы продвинутые эффекты цифровой обработки (компрессор, ревербератор, дисторшн и т.п.) звучали в реальном времени при поступлении сигнала с аналогового входа. В записи, пожалуйста, результаты эффектов уже будут присутствовать. При воспроизведении записанного ранее чистого материала все эффекты функционируют. Тогда как «на лету» оцифровывать, обрабатывать и озвучивать что-то упорно не стыковалось. Откровенно жаль, поскольку оценить «драйв» от применяемого эффекта крайне непросто, ведь настроек то масса, и каждую надо аккуратно выставить, эмпирически подобрав на слух. Так что гитаристам остается по-прежнему уповать на Guitar Rig (благо, ASIO позволяет работать без заметной на слух задержки) и ждать, пока мы вместе с Креатив не разберёмся, в чём закавыка.

Общая информация

1.Легко разгоняется
Gigabyte Aorus GA-Z270X Gaming 7

Gigabyte Aorus GA-Z270X Gaming K7

Разгон системы — обычная, хоть и сложная процедура, но некоторые производители предусматривают кнопку или программу, в которых с одного нажатия можно разогнать компьютер и получить более высокую производительность.

2.Легко сбрасывать BIOS
Gigabyte Aorus GA-Z270X Gaming 7

Gigabyte Aorus GA-Z270X Gaming K7

На задней панели материнской платы есть кнопка или тумблер для очистки памяти CMOS, который сбрасывает настройки BIOS на заводские. Эта функция применима в ситуациях, когда в BIOS что-то не так настроено, из-за чего компьютер не грузится. При этом не надо открывать корпус и искать джампер CMOS.

3.имеет Wi-Fi
Gigabyte Aorus GA-Z270X Gaming 7

Gigabyte Aorus GA-Z270X Gaming K7

Устройство может подключаться к Wi-Fi.

4.Поддержка форсированной зарядки через USB
Gigabyte Aorus GA-Z270X Gaming 7

Gigabyte Aorus GA-Z270X Gaming K7

Эта функция позволяет заряжать устройства (смартфоны, планшетники) быстрее чем через обычный USB-порт. Некоторые реализации позволяют заряжать устройства, даже если компьютер находится в режиме сна или выключен.

5.мульти-ГПУ

3

3

Количество графических процессоров, поддерживаемых при использовании мульти-GPU конфигурации. Использование нескольких GPU параллельно может дать более высокую производительность.

6.Есть Bluetooth
Gigabyte Aorus GA-Z270X Gaming 7

Gigabyte Aorus GA-Z270X Gaming K7

Bluetooth — беспроводная технология, позволяющая с лёгкостью передавать данные между устройствами: смартфонами, планшетниками и компьютерами.

7.Поддержка турбо-режима USB.
Gigabyte Aorus GA-Z270X Gaming 7

Gigabyte Aorus GA-Z270X Gaming K7

Этот режим предлагает более высокую скорость передачи данных через USB, сравнимую со скоростью внешнего жёсткого диска.

8.Интерфейс 802.11ac WiFi
Gigabyte Aorus GA-Z270X Gaming 7

Gigabyte Aorus GA-Z270X Gaming K7

Беспроводной 802.11ac работает на частоте 5 ГГц, а также на 2,4 ГГц (двухдиапазонный WiFi). Предлагает более высокую скорость передачи данных, повышенную надёжность и более оптимальный принцип энергопотребления. Даёт преимущества для игр и видеопотоков HD.

9.поддерживает Wi-Fi 6 (802.11ax)
Gigabyte Aorus GA-Z270X Gaming 7

Gigabyte Aorus GA-Z270X Gaming K7

Wi-Fi 6, выпущенный в 2019 году, основан на стандарте беспроводной сети IEEE 802.11ax. Разработанный для работы во всех полосах частот от 1 до 6 ГГц, он предлагает более высокие скорости передачи данных и меньшую задержку по сравнению с предыдущими технологиями Wi-Fi.

Технические решения

Как и любой другой DSP, аудиопроцессор X-Fi способен очень быстро (за минимальное число тактов) умножать векторы на матрицы с накоплением суммы (данные операции оставляют основу всей цифровой обработки-фильтрации сигналов). Известно: чем больше-длиннее выборка, тем точнее-качественнее результат фильтрации, однако при этом потребность в вычислительных ресурсах растёт лавинообразно. При этом все вычисления должны производиться в реальном времени, без малейшего промедления, иначе звук начнёт рваться-заикаться. Чтобы эквалайзер, эффекты реверберации и т.п. классно звучали и превносили минимум искажений, желательны 512-точечные (и более) IIR-фильтры (с плавающей запятой), которые крайне прожорливы. Вот почему для существенного улучшения качества обработки звука Creative потребовалось в своём новом процессоре увеличивать число транзисторов до пятидесяти одного миллиона и городить специальную кольцевую архитектуру.

Благодаря внедрению «братства кольца» стало возможным гибкое перенаправление аудиопотоков (в сумме аж до 4096!) с разной частотой дискретизации. Более половины вычислительной мощности нового аудиопроцессора отводится на высокоточный пересчёт частот дискретизации посредством уникального гибридного «девайса». Это уже серьёзно. Актуальность поясню на примере. Допустим, на компьютере проигрывается аудиофайл, содержащий сигнал с частотой дискретизации 44.1 кГц, при этом на цифровой выход надо подать сигнал, отдискретизированный уже с 48 кГц (или перейти с 96 кГц на 48 кГц). Грубый пересчёт с применением простейшего фильтра или интерполятора даст искажения звука, заметные на слух. А точный, тютелька в тютельку пересчёт требует неимоверных вычислительных ресурсов, особенно при высоких частотах дискретизации. Процессору X-Fi такая работёнка вполне по зубам, и даже половина силёнок остаётся на другие немаловажные дела.

Похоже, самому процессору нет дела до частоты дискретизации сигнала. В случае максимальных 192 кГц сигнал может разбиваться на несколько частотных полос, тогда процессор будет обрабатывать их по отдельности. Решение оригинальное. Пересчитывать всё в 192 кГц и вести обработку на данной фиксированной частоте было бы прозрачнее и чище, но самые ходовые частоты другие – 48 и 96 кГц, а лупить вхолостую – занятие неблагодарное.

Установка драйверов и утилит

Итак, как всё должно выглядеть изначально:

Более того, в папке Пуск->Программы (и в Установке/удалении программ) не должно быть ничего связанного с Creative.
Если у Вас не так — запускаем Установку/удаление программ и чистим. После удаления всего софта от Creative,
распаковываем Support Pack, идём в подпапку \Audio\Drivers\SBXF и запускаем файл Setup.exe. Выбрав всё, как на скриншоте, жмем ок:

После предложения перезагрузки жмем ОК. Далее желательно удалить папку Creative из Program files, ну и вообще из
системы — где найдете. Плюс неплохо бы почистить реестр (да-да, всё настолько серьёзно).

Избавившись от софта Creative и получив устройство без драйверов в диспетчере, ещё раз перезагружаемся (на всякий
случай).

А теперь переходим непосредственно к установке. Из X-Fi Support Pack желательно установить следующие компоненты:

  • Audio Drivers — последние версии драйверов звуковой карты;
  • Audio Control Panel — предоставляет базовые возможности настройки звуковой карты;
  • Console Launcher — центр управления возможностями звуковой карты;
  • Speaker Setup Console (THX) — утилита для калибровки 3D-эффектов в соответствии с положением
    слушателя относительно источников звука;
  • Volume Panel — удобная утилита которая запускается автоматически и позволяет непосредственно в трее регулировать громкость и оттуда же запускать другие утилиты;
  • ALchemy — утилита, восстанавливающая аппаратные эффекты окружения в Windows Vista+.

На предложение о перезагрузке отвечаем положительно.

Если всё прошло нормально, после запуска ОС в трее появится серебристый значок с ручкой громкости, а в пуске Вы увидите группу программ Creative:

Ну и, естественно, система при запуске должна уже будет издавать какие-то звуки (если они включены).

Подготовка к установке

Значит, что мы имеем, как говорится «из коробки». Это собственно сама звуковая карта, пачка мануалов и прочей
макулатуры, ну и два диска: один для Windows XP, второй — для Windows Vista. «А что делать пользователям Windows 7 и
8?» — спросите вы. «Взять эти два диска и аккуратно положить в мусорное ведро» — отвечу я. Ну, как минимум, положить
с макулатурой обратно в
коробку и закинуть ее подальше в шкаф. Просто потому, что ничего с того диска нем не понадобится. Можно конечно
поставить софт с этих дисков, но дело в том, что драйвера, например, придётся ставить для XP, а софт — для Windows
Vista. При этом придётся пойти на ряд ухищрений (вроде режимов совместимости и т. п.). И не факт, что в
итоге всё это будет исправно работать. Ну а вдобавок с диска устанавливается много ненужного мусора.

Посему мы пойдем другим путем, одним пакетом скачав
последние версии софта, уже заточенные под новые ОС — скажите спасибо Daniel Kawakami.

Заключение

Выпустив в свет мощнейший аудиопроцессор, Creative не просто хочет обозначить своё лидерство, а стремится глобально повысить качество цифровой обработки звука.

Чтобы однозначно сделать вывод, насколько удачным получился процессор и каков его запас в перспективе, понадобится тщательно проверить в деле разные карты из линейки X-Fi. Сейчас совершенно ясно одно: добавить-обновить софт или плагин какой – не проблема, тут главное – железо.

В младшей модели новоиспеченной линейки от Creative – Sound Blaster XtremeMusic – скромно реализована лишь запись, всё остальное – на зависть мечтающим об X-Fi. Помимо всего прочего, устранены приколы Audigy2 ZS, в частности синус в несколько вольт на сто с лишним кГц в режиме automute. Порадовали драйверы X-Fi, в заводской версии вставшие без сучка без задоринки. Протестированная карта X-Fi XtremeMusic искренне рекомендуется не только супер экипированным геймерам, но и заядлым меломанам.

Ну а сможет ли понравиться профессионалам звука и аудиофилам флагманская модель X-Fi Elite Pro, покажет отдельное тестирование.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Клевер маркет
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: