«Страсти» по HDR
Появление стандарта HDR создало немало неразберихи в элитном сегменте проекторов.
Пробравшись в консервативный мир Full HD-проекторов, стандарт HDR начал диктовать новые правила игры, стремясь поднять планку характеристик для проекторов. Так или иначе, вскоре облик «эталонного» 4K Ultra-HD-проектора более-менее сформировался, хотя порой такие проекторы стоили десятки тысяч долларов. Максимальная яркость проекторов стала стремительно расти, и сегодня расчетная яркость HDR-проектора должна уже превышать 26 футламберт (89 нит). Но и 50 футламберт – не предел! В общем, все сильно зависит от конкретной ситуации – от размера экрана и типа экранного полотна, от возможностей самого проектора…
При данном размере экрана проектор недостаточно ярок для установленного уровня HDR
Сцена уже немного пересвечена – для этого режима HDR подошел бы менее яркий проектор
Это уже совсем перебор
Получая некий «HDR-эффект» благодаря более высокой яркости, мы неизбежно жертвуем глубиной темных сцен, но в сегменте проекторов элитного уровня эти потери выглядят еще более-менее оправданными (за счет их высокой контрастности). Но факт остается фактом: световой поток флагманских 4K/HDR-моделей стал постепенно расти, перевалив за 2000 люмен, а иногда достигая и 3000 люмен. А инженеры делают все возможное, чтобы при этом сохранить предыдущий уровень контрастности, что непросто, учитывая, насколько больше света «лупит» в матрицу оптического блока проектора
Не переплачивайте за «нативный» 4K, если он вам не нужен
Да, на данный момент покупателям 4K-проекторов начального и среднего ценового диапазона предлагается в первую очередь «4K-улучшение» в виде программно-аппаратного решения, реализованного на базе «нативной» 1080p-матрицы.
Тем не менее, различные варианты технологии сдвига пикселей уже довольно давно доказали свою состоятельность, позволяя в очень большой степени раскрыть потенциал 4K-контента – вплоть до того уровня, когда встает вопрос о способности зрителей заметить разницу с подлинным (и на данный момент весьма недешевым) 4K, формируемым 4K-матрицами.
Стремление к разрешению 4K – логично и понятно (а вот целесообразно ли при просмотре определенного типа контента – это уже другой вопрос). Однако но все остальные составляющие 4K-проектора, перечисленные выше, имеют отношение к совместимости с различными стандартами, и вовсе не обязаны отражать улучшение каких-либо характеристик проектора. В случае с Epson EH-TW7000/EH-TW7100 это далеко не так: их «благородное происхождение» обеспечило наличие характеристик изображения, приближающих его к тому, что считается эталоном для 4K/HDR проектора высокого класса.
Принцип работы технологии 3LCD
На сегодняшний день существует два варианта реализации технологии 3LCD:
- трансфлективная – пропускающая свет, обычно обозначается просто как «3LCD»;
- рефлективная – отражающая свет – «3LCD Reflective».
Вне зависимости от варианта реализации, основная конструкция обязательно состоит из системы линз, дихроичных зеркал-фильтров и трех ЖК-матриц. В случае с технологией 3LCD Reflective добавляется система поляризационных фильтров, а матрицы располагаются на отражающем слое, что позволяет добиться недостижимых ранее уровней контрастности и качества изображения.
3LCD-проектор всегда обрабатывает и выводит три цвета одновременно
В традиционном варианте реализации 3LCD свет от источника (как классической лампы, так и лазерного источника света, используемого в самых новых моделях компании) падает на зеркала, установленные в оптическом блоке проектора. Эти зеркала или «фильтры» пропускают свет только одного из цветов (свет в определенном спектре) и отражают оставшуюся часть света. Проходя через систему из двух таких зеркал, весь поток белого света разделяется на три основных его составляющих – красный, зеленый и синий (R, G, B). Затем каждый из цветов попадает на соответствующую ему ЖК-матрицу.
Сами по себе матрицы, установленные в ЖК-проекторе — монохромные (т.е. формируют черно-белое изображение). ЖК-матрицы могут закрываться и открываться, тем самым пропуская либо не пропуская свет (либо пропуская его частично). Поскольку на каждую матрицу подается цветной пучок света, то на выходе получается черно-красное, черно-зеленое и черно-синее изображение. Они объединяются в полноцветное изображение в призме, на которой установлены все три матрицы, после чего результирующее изображение передается далее в оптическую систему и объектив и в итоге попадает на экран.
3LCD в проекторе Epson
В отличие от одноматричной технологии проецирования, используемой в проекторах конкурентов, все три матрицы всегда участвуют в процессе формирования результирующего изображения, что позволяет максимально эффективно использовать весь запас света лампы.
От простого к сложному: обычный «апсекйлинг» full HD в 4K
Поначалу на «топовые» 1080p-проекторы стали устанавливать такие дополнительные функции, как:
- интерполяция кадров, которая делает движения более плавными, вставляя в обычный киноконтент промежуточные кадры;
- увеличение резкости, подчеркивающее мелкие детали. Последняя у Epson до сих пор обозначается, как «Super Resolution», но на 4K-проекторах она стала отвечать за апскейлинг («умную» интерполяцию) 1080p-контента в 4K с возможностью регулировать усиление резкости.
Различные режимы подчеркивания деталей у Epson EH-TW7100; если приблизить картинку, заметна перфорация акустически прозрачного экрана
В случае с такими проекторами, как Epson EH-TW7100, нет никакой причины не использовать «апскейлинг» при просмотре кино, поскольку обязанность разрешения 4K – не только повысить резкость, но и убрать пиксельную сетку, сделав изображение «гладким», будто зритель смотрит кино на «пленочном/аналоговом» проекторе.
«Погодите!» — скажет внимательный читатель — «О каком увеличении разрешения до 4K на full HD-проекторе может идти речь?».
Вернемся к Epson EH-TW7000 и EH-TW7100
Предыдущее поколение этих проекторов без поддержки 4K и HDR получили единодушно высокие отзывы за их работу в качестве проекторов для гостиных. И пусть любители хорошо затемненного домашнего кинотеатра могли иногда критиковать их за слишком высокую яркость, их контрастность вплотную приближалась к более дорогому сегменту в модельном ряде Epson, а полное отсутствие «эффекта радуги» высоко ценили чувствительные к данному эффекту пользователи.
Epson EH-TW7100 в самом ярком режиме при умеренной засветке – все равно контрастен
Все упомянутые характеристики новые проекторы Epson EH-TW7000 и EH-TW7100 унаследовали в полной мере.
Что касается высокой яркости, то она является следствием двух факторов: высокой эффективности использования света лампы, присущей технологии 3LCD, а также установке лампы мощностью 250 Ватт вместо 200, как у младших моделей. Максимальный световой поток этих проекторов составляет 3000 люмен, причем не в каких-то сомнительных режимах с разбалансированными цветами, а при сохранении очень даже приличного качества цветопередачи. Безусловно, наличие дополнительной яркости очень приветствуется при использовании больших экранов, в обычных жилых помещениях и даже при некоторой фоновой засветке. К тому же, большинство пользователей, скорее всего, не будут использовать экран с усилением, которые оказались бы идеальной парой для проектора топового уровня – для HDR.
Еще одна демонстрация смещения баланса между сильным «HDR-эффектом» и общей высокой яркостью сцены
Высокая яркость также вовсе не будет излишеством для любителей 3D-формата, но куда важнее те ощущения, которые уже сегодня владелец яркого и контрастного HDR-проектора средней ценовой категории получит при просмотре, собственно, HDR-контента. А они будут во многом близки к тому, что давали проекторы топового уровня двух- или трехлетней давности (вспоминаем требования к контрастности и пиковой яркости стандарта HDR). Все это достигается благодаря отличной точности цветопередачи на высокой яркости и продвинутым алгоритмам подстройки яркостных параметров HDR-контента, включая, конечно, возможность самостоятельно регулировать «уровень HDR», балансируя между общей высокой яркостью сцены и созданием контраста между общей яркостью сцены и максимальной (пиковой) яркостью светящихся объектов, таких как солнце, огонь и свет автомобильных фар.
Говоря проще, Epson EH-TW7100 по ощущениям при просмотре HDR-контента не особо-то отстает от «топовых» проекторов для домашнего кинотеатра не только благодаря яркому и точному изображению, но и из-за наличия в меню проектора, при всей его простоте, ряда специфических настроек, свойственных более высокому сегменту.
К примеру, пользователь может вручную переключиться между режимами HDR10, HLG (еще один стандарт HDR, кстати, все более популярный) и SDR; доступен выбор цветового пространства – BT.2020 (Ultra HD) и Rec.709 (стандартный). Все это полезно в случаях, когда проектор сам «не видит» или не может получить метаданные HDR, например при отображении видеофайла с компьютера. Как ни странно, у очень многих 4K-проекторов такой возможности нет!
Про яркость и контрастность поговорили, но не забудем про одно из ключевых отличий HDR от SDR (standard dynamic range – старый добрый 8-битный REC.709/sRGB) –
Epson EH-TW5650
Недорогой проектор покорил своим набором функций и способностью к передаче картинки. Модель оснащена качественной контрастностью, которая весьма эффектна для модели подобного типа и цены. Также данная модель поддерживает трапецеидальное искажение, функцию сдвига объектива, оснащен беспроводными функциями и технологией Miracast. Проектор имеет трансфокатор 1,6 и может работать с разного рода флешками и картами памяти. В качестве основы за качественный звук отвечает модуль Блютуз с поддержкой кодека aptX. Это обеспечивает качественный и эффектный звук, который передается без помех и шумов. Модель может передавать 3D-видео, где все цвета картинки очень натуральные и реалистичные.
Контрастность
Теперь, наконец, поговорим о контрастности (все-таки она у Epson EH-TW9400 в 10 и более раз выше «по паспорту»).
Небольшая подсказка для тех, кто не в курсе – в линейке Epson:
- первый «качественный скачок» нативной контрастности происходит на модели Epson EH-TW5650 (она существенно выше, чем у EH-TW5600, см. пост в блоге по теме);
- второй – у проектора Epson EH-TW7100 (в том числе и по сравнению с EH-TW7000). Однако, у EH-TW9400 отрыв по контрастности от всех предшествующих моделей будет наиболее впечатляющим.
В общем, по факту, я тут сравниваю проектор с наименьшей и наибольшей контрастностью! Но все же как именно высокая контрастность сказывается при просмотре реального контента?
Просмотр показал, что, как ни странно, сама по себе глубина черного цвета не является главным отличием. При общей точности картинки (без странных оттенков в переходах, «провалов» в тенях и т.п.), даже относительно приподнятый уровень черного не раздражает. Хотя, безусловно, темные сцены являются важным мерилом «класса» проектора. Но не это главное. Прежде всего, высокая контрастность придает светлым, ярким сценам большую «натуральность», большее ощущение реализма, глубины и объема. В сочетании с высокой яркостью, все это делает Epson EH-TW9400 завидным HDR-проектором. Точность в сочетании с глубиной черного позволяет добиться эффектного и «живого» изображения даже в рамках ограничений старого-доброго HD/SDR-контента со средним битрейтом.
На темных сценах «дьявол» также кроется в деталях. Лично мне бросилась в глаза одна сцена в «Темном Рыцаре»: спецназовец бежит вниз по лестнице в полной темноте, а по его лицу скользит свет фонарика. На Epson EH-TW650 можно качественно передать многие сцены, где одновременно присутствует тень и яркий свет, но не эту! Здесь Epson EH-TW9400 действительно позволяет выделить черты лица в этой маленькой подсвеченной области, не пересвечивая их и не теряя детали. Причем это не что-то сенсационное – просто обычный фонарик в темноте.
Epson EH-TW650:
Epson EH-TW9400:
Другая сцена.
Epson EH-TW650:
Epson EH-TW9400:
Хорошо заметен приподнятый уровень черного у одного из проекторов, будто пресловутый «glow» у IPS-матриц (изображения не подвергались цветокоррекции). При этом таких потерь деталей в темных оттенках, как на фото, у Epson EH-TW9400 на самом деле нет. Просто перепад яркости при переходе из ярких участков в темные нестолько сильный, что картинка с этого аппарата «не уместилась» в динамический диапазон фотокамеры. Точнее, уместилась, но только внутри 14-битного RAW-файла. Я бы мог восстановить эти детали, заново «проявив» файл в редакторе, но тогда сравнение было бы уже нечестным. Поэтому и сравниваем везде sRGB’шные JPG vs JPG, где в каждом – в районе ~7 «стопов» динамического диапазона.
Cделаю важную ремарку: при переходе с Epson EH-TW9400 на Epson EH-TW650 происходит постепенное привыкание, и уже через полчаса исчезает недовольство понижением общего уровня изображения. Как ни странно, черный цвет перестает быть «проблемой»: к уровню черного быстро привыкаешь, но все же ощущается некая общая утрата реализма после картинки с 9400.
Натуральное изображение
Технология 3LCD полностью избавляет проектор от «эффекта радуги», свойственного одноматричной технологии, в которой цвета проецируются по очереди, а готовое изображение формируется уже «в голове» у зрителя. Из-за этого в динамичных сценах проекция визуально разделяется на составляющие ее компоненты (например, RGB), что может отвлекать от происходящего на экране и даже вызывать головную боль и дискомфорт во время просмотра видеоматериала.
Кроме того, простота и естественность используемого в технологии 3LCD способа формирования цветов обеспечивает 3LCD-проекторам преимущество в виде плавных цветовых переходов и отсутствия видимых полос (или «banding») на изображении даже у самых недорогих моделей.
Вторая причина возникновения резких цветовых переходов связана с усилением белого. К примеру, для одноматричных проекторов в ярких режимах типична ситуация, когда при переходе от синего неба к белым облакам происходит резкое усиления яркости белого, и оттенки цветов между небом и облаками нарушаются. Поскольку в 3LCD-проекторах белый цвет всегда создается смешением красного, зеленого и синего, то подобной ситуации не возникает.
https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin
Принцип работы 3LCD-проекторов наиболее близок к формату видеосигнала RGB, и в расчеты не требуется добавлять такие дополнительные составляющие, как проецирование белого цвета отдельно, а также использование таких дополнительных цветов, как маджента и желтый, которые все равно не дают проектору преимуществ в плане расширения цветового охвата (к тому же это противоречило бы современным стандартам цветопередачи).
«HDR-Ready»
Я когда-то думал, что сам придумал данный термин – по аналогии с «нехорошим» словом «HD-Ready», которое намекало на «поддержку» устройством HD-формата при отсутствии HD-разрешения, которое пришлось именовать «full HD». Проекторам в принципе сложно угнаться за требованиями «полноценного» HDR (такого, чтобы в кадре можно быть создавать пропасть между яркостью темной комнаты и яркого солнца, свет которого льется из окна). Но, как я уже говорил, существуют определенные эталоны.
Переход на HDR и цвет BT.2020 означает также, что 8-битный цвет не позволяет достичь плавности цветовых переходов (градиентов), особенно в темных участках изображения, что приводит к новым требованиям: 10-12 бит на канал, плюс 4K при 60 кадрах в секунду, и так далее. Вот и появилась заветная комбинация: HDMI 2.0 + защита от копирования HDCP 2.2.
Субъективные итоги сравнения Epson EH-TW650 и Epson EH-TW9400
Не нужно быть эстетом или обладать особым зрением, чтобы ощутить преимущества топовых проекторов, сравнивая бок о бок с моделями начального уровня.
Еще правильнее сказать, что любая общая оценка изображения будет субъективна и зависеть, прежде всего, от требований, предъявляемых каждым зрителем к качеству изображения (по аналогии с тем, насколько разные требования предъявляются к качеству музыки). В любом случае, компания Epson предлагает в сегменте проекторов начального уровня такие удачные аппараты, как Epson EH-TW650 и Epson EH-TW5650, которые позволили многим зрителям уже сегодня насладиться собственным домашним кинотеатром с картинкой на голову выше уровнем, чем было достижимо лет пять назад за эти же деньги.
Если кратко просуммировать итоги тестирования, могу констатировать следующее:
- система охлаждения недорогого проектора работает громче (ввиду компактных размеров и более высокой яркости против флагманского);
- недорогой проектор умеет выводить только 8-битный SDR-сигнал без каких либо «выкрутасов». Для флагмана, который изначально задуман для воспроизведения 10-битного HDR такая задача – раз плюнуть. Более того, «фишки» из арсенала такого аппарата можно применять для улучшения SDR-материала на этапе вывода: сделать светлые области контрастнее и ярче, расширить цветовой диапазон до DCI. Если проектор нужен для «эталонного» затемненного ДК, то «бюджетник» в таком случае не даст по-максимуму задействовать такое помещение, выдав пусть правильную, но в какой-то степени «стерильную» картинку.
- Недорогой проектор компактнее и его проще (да и не так страшно!) переносить с места на место или возить с собой, например, на дачу.
- Более высокий запас яркости и более короткофокусная оптика дополнительно увеличивают удобство бюджетника как более универсального. И пусть у дорогого проектора имеется сдвиг объектива, это, имхо, не дает ему особой форы нигде, кроме как в качестве гибкости при планировании стационарной установки в домашнем кинотеатре.
- В даже слабо освещенном помещении преимущество дорогого проектора по контрастности полностью сходит на нет. В блоге есть пост отдельно по этой теме. Поэтому если вы не можете обеспечить полную темноту, а также минимизировать переотражения света в помещении, разница в контрастности двух проекторов на белом/сером проекционном экране будет значительно ниже.
- Ну и, конечно, – бюджетный проектор дешевле! Причем намного дешевле аппаратов из флагманской линейки. Это как сравнить NVIDIA GTX 1060 и RTX 2080. 1060-й вполне хватает для львиной доли игр, пусть не на максимуме, но с достаточно сносной картинкой на выходе в full HD. А тем, кто хочет играть на «максималках» и в 4K/HDR/120fps, есть соответствующая карта. И цена у нее соответствующая. При этом и нельзя ведь сказать, что 1060-я – «плохая» карта, ведь свои задачи, как «бюджетная» она честно выполняет. Все зависит от требований пользователя и его финансовых возможностей.
В общем, чуда не произошло, но зато получили очередное подтверждение того, что у бюджетного, и дорогого проектора, вопреки ожиданиям, главное различие получаемых изображений будет проходить не в плоскости «плохое и хорошее изображение», а «совсем как в жизни» против «не совсем как в жизни». И доказательством тому – довольно быстрое привыкание к картинке с бюджетной модели после просмотра топовой, без ощущения, что стало «плохо».
От себя лично напоследок добавлю, что прогресс по контрастности в бюджетном сегменте отчетливо виден: то, что я наблюдал на TW650 – это небо и земля против моего старичка TW450, который я покупал в ~2011-м году. Из наиболее заметных улучшений, если сравнивать их «по памяти»: цветопередача (TW450 уводил картинку в пурпурные оттенки), контрастность (просто не сравнить), гибкость настройки (у TW450 не было даже нормальной RBGCMY-регулировки параметров по каналам) и качество встроенного звука (в TW450 оно было ну совсем «для галочки»).